Ловец снов - индейский талисман, защищает спящего от злых духов. Плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Представляет собой паутину из суровых ниток и оленьих жил, натянутых на круг из ивовой ветви; также на нитке вплетают несколько перьев. Вешают над изголовьем спящего. Такой амулет можно сделать своими руками или купить в сувенирной лавке.
Смысл и назначение Ловца Снов у разных индейских народов различны. Так у племени Лакота, считают что Ловец Снов ловит добрые мысли и сны, а пропускают все негативное. А у племени Оджибве Ловец Снов "фильтрует" сны, пропуская лишь приятные и добрые. Злые и страшные сны запутываются в его паутине и с первыми лучами солнца рассыпаются.
Легенда племени Лакота.
По одной из древних легенд старейшина индейского племени Лакота взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился древний учитель мудрости в обличье паука. Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его пером птицы, стал плести вокруг кольца паутину. Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь... Потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах. Так круг замыкается. Обруч из лозы также символизирует жизненный путь человека. Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие.
Тогда он сказал: "Есть множество дорог по которым двигается человек - каждый сам выбирает свой путь. И в каждый момент жизни человеком владеют страсти. Если они добрые - то направляют его по верному пути, а если они злые - человек идёт по ложному пути. Паутина - это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Добрые мысли пройдут через центр к человеку. Злые мысли запутаются в паутине и исчезнут с рассветом".
Оджибвейская легенда.
Давным давно народ оджибве жили на Черепашьем Острове (так некоторые индейцы именовали Америку). Бабушка-Паучиха, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ оджибве расселился по четырем углам Северной Америки, Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче задерживала плохие сны, а через маленькую дырочку в центре пропускала к детям только приятные сны и добрые мысли. По этому когда вы увидите маленькую асабикаши, не следует ее пугать - уважайте и защищайте ее как она защищает вас от плохих снов.
По традиции к центру Ловца Снов привязывали перо, символизирующее дыхание, воздух - самое главное в жизни.
Ловцы Снов оджибве делали и для детей. Они не были предназначены для длительного использования и в этом есть своя философия. Со временем ива высыхала и напряжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости.
С тех пор многие племена делали свои ловцы снов, например сибирские народы.
Сибирский ловец снов - Кытгьем (корякск. "приманка". Кытгьем - исключительно шаманская вещь. Он предназначен отсортировать сны на плохие и хорошие и доставить спящему хорошие (как в северо-американском), а с целью словить и усилить как можно больше абсолютно разных сновидческих образов. Смысл его в том, чтобы таким образом научить шамана прорабатывать подсознание и осознавать себя во сне.
Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Насыщенность сновидения различными образами (иногда пугающего содержания) способствует осознанию себя внутри сна. Достижение осознания себя во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить разумно. В мансийском сказании "Сонный человек" приводится пример неумелого использования сновидческой ловушки.
Его рекомендуют разглядывать непосредственно перед сном, считается, что его спираль напоминает раковину аммонита. Спираль вообще символ священный у всех народов.
В 60-70 гг. XX века на волне "паниндейского" движения Ловцы снов стали распространяться среди других племен и теперь это наиболее распространенный сувенир, зачастую не имеющий под собой ни какого конкретного значения - только легко узнаваемая форма и псевдо-индейский дизайн. Ловцы Снов прижились и в среде нью-эйджа.